Добро пожаловать,
Гость
|
|
" - Кто такой будда ? - В тебе он, во всяком случае, не живет. - А как насчет животных ? - А в них живет. - Тогда почему же его нет во мне ? - Да потому , что ты спрашиваешь “ Из разговора патриарха Дзен-буддизма Секито и буддийского монаха Седая Эро. Согласно учению Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь закону причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое земное бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение , на выход из греховного жизненного пути (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение святыням , но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для неустанного труда во имя высшей цели.
ВНИМАНИЕ: Спойлер!
[ Нажмите, чтобы развернуть ]
[ Нажмите, чтобы скрыть ]
Приверженцы тантрического буддизма в Индии превратили йогу в единственный способ достижения "трансцедентной мудрости" и обретения "великой энергии". В их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного "ограниченного" сознания смертного к "просветленному" сознанию йога , а далее к сознанию святого (бодхисаттвы) и Будды. На практике усердные занятия помогли многим адептам обрести себя , до конца раскрыть свои индивидуальные способности. Прежде всего, это относится к мастерам всех видов воинских искусств , которые посредством йоги достигали высшей степени совершенства в своем деле , подключая "энергетику" организма к чисто техническим познаниям. Тантризм , или " тайное учение ", именующийся также "учением о трех таинствах" - мысли , слова и дела ,- ответвление от древа буддизма , который делится на два направления - Путь большой колесницы (Махаяна) и Путь малой колесницы (Хинаяна). При ближайшем рассмотрении становится очевидно , что все мистические флюиды , отголоски оккультизма и черной магии , пронизывающие кэмпо и другие воинские искусства в ареале распространения буддизма , берут свое начало в "тайном учении". Хотя тантризм никогда не вступал в противоречие с ортодоксальным буддизмом , различия были весьма существенны , и на их почве возникло немало своеобразных сект. Говоря упрощенно , если верующий буддист любого толка почитает Будду и бодхисатв , придерживается обычных обрядов и читает сутры Махаяны , то последователь "тайного учения" видит мир в образе магического круга (мандала) , читает заклинания , доступные лишь посвященным , отправляет многочисленные загадочные церемонии в узком кругу единомышленников и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского пантеона. Тантризм зародился в Индии к середине 1 тысячелетия н.э. Создателем его считается мудрец Асанга из секты йогачара , впервые объединивший мистическую практику ведийской йоги с положениями буддизма Махаяны. Учение было запечатлено в текстах (тантрах) , содержавших наряду с философскими и космогоническими построениями различные указания к тайным действам , цель которых - в слиянии личности с вселенским Единством и великой Пустотой. К 7-8 вв. тантризм размежевался на два направления : тантризм Левой и Правой руки. Первое , известное также под названием ваджраяна , укоренилось в Тибете и впоследствии дало богатый урожай парапсихологических и оккультных феноменов. Ваджраяна характеризуется крайним экстремизмом и сексуальными оргиями , связанными с культом женских божеств. В Китае и Японии получил распространение тантризм Правой руки , значительно более умеренный и проповедующий культ мужских божеств. Кардинальным тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли , слова и дела - нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной.
Концепция трех таинств предполагала , что мысль , слово и дело суть различные проявления действительности Единого (самата). Следовательно , постижение Единого достигается равно медитацией , заклинаниями и конкретными физическими акциями. В свою очередь , Единое имеет свою манифестацию в телесном , физическом мире ("Телесная мандала") и в трансцендентном , метафизическом мире - иначе говоря , в "Алмазном мире" ("Алмазная мандала"). Путями к достижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой , согласно доктрине тантризма , было чтение тантр и размышление на темы тантр , произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей гарантировало обретение сверхчеловеческого могущества. Все предписания тантризма носили сакральных характер и были подчинены идее теснейшей взаимосвязи макрокосма и микрокосма , унаследованной , как и многие ритуалы , от йогической ведийской традиции. Оттуда же были заимствованы "приемы" черной и белой магии : гипноз , порча , насылание болезней и смерти ,а также врачевание , укрепление духовных и физических сил , экзорсизм. Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение молитвословий , извлечений из сутр (дхарани). Иногда дхарани , в которых молящийся как бы достигал единения с божеством , служили в качестве проклятий о должны были вызывать дождь , снег , насылать град , посылать здоровье или смерть. В начале и в конце , а иногда и в середине дхарани содержались магические созвучия - мантры , часто даже не имевшие никакого семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в тибетском буддизме , но влияние их заметно также в китайском и японском тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искусствам. Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу , кэн-до , аики-до , карате. Согласно догмам тантризма , звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания , различные ритмы которых могут порождать те или иные состояния духа-разума , сознания. Мантры представляют собой также объекты медитации для духа-разума. Их истинный смысл познается в процессе медитации за счет "прорастания семян-биджа" , заключенных в созвучии. Тем самым устанавливается единство между мыслью и словом , которые сопровождаются сакральным жестом. Широко известна тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и обеспечивать освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра развилась в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее аналоги. Например,все звуки заклинания соотносятся с определенными цветами : ом - белый , ма - синий , ни - желтый , пад - зеленый , ме - красный , хум - черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе. Пальцы рук , сложенные в мудру при произнесении заклинания , также отождествляются с цветами и символическими звуками. Тантризм разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе творения и меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю мантру , слово и объект медитации. Все божественное , а следовательно , любой феномен природы имеет свое биджа , сила которой может передаваться праведнику при повторении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае тело получает заряд энергии и силы , сокрытой в биджа. В картине мира , мандале тантрических сект присутствуют пять таких изначальных звуков , корреспондирующих со сторонами света и центром : А , У , Э , И . Нередко грозные стражи ворот в буддийских храмах , запечатленные в характерных позах кэмпо , "произносят" (судя по форме губ) священные изначальные звуки. В них , по убеждению старых мастеров , кроется секрет концентрации энергии (ки - аи) , мировой вибрации , ритма движений. Отсюда и легенды о мастерах кэмпо , умевших парализовать противника боевым кличем. Целью практики эзотерического буддизма является психическое единение с мирозданием и познание Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и мантры безошибочными каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются также близко , как звук и жест. Жест дает визуальное представление об активности тела и о таинстве слова , будучи своего рода "печатью , скрепляющей единство". Именно такое значение имеет и китайский иероглиф , употребляющийся для передачи понятия мудра. Спокойствие , бесстрашие , внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым началом через дхарани , мантру и мудру , дополненные медитацией , при которой сила и энергия с объекта медитации переносятся на субъект. В слиянии с Единым , как учили основоположники тантризма , Тело и Дух-разум приходят к полной гармонии , дающей носителю этой гармонии бесконечное могущество. Тантрический буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив уникальную прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов приобщались к эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость" тела и духа.
Спойлер
[ Нажмите, чтобы развернуть ]
[ Нажмите, чтобы скрыть ]
От совершенствования сознания к движущей мысли и развитой апперцепции
Боевые искусства имеют целью физическое и умственное совершенствование. Содержание этих двух главных видов подготовки должно быть тесно связано между собой. Развитие первого и второго должно осуществляться одновременно, *с тем чтобы в конечном итоге достичь высшей степени координации действий между телом и умом. Совершенствование тела и совершенствование ума влияют друг на друга и неотделимы одно от другого. "Совершенствование ума", "совершенствование духа", "пестование естества" и "совершенствование сознания" определяются в настоящее время как разные уровни духа жизни и глубинной психологии. "Совершенствование тела", "совершенствование телосложения", "совершенствование жизненности" и "совершенствование энергии" принадлежат к разным уровням и аспектам того, что современные человек понимает под взаимосвязью материальных компонентов человеческого тела. Поскольку и совершенствование тела, и совершенствование ума неотделимы от совершенствования сознания, то мы будем временно использовать здесь термин "совершенствование сознания", как включающий в себя оба этих понятия. В свое время было проведено много успешных научных экспериментов в области развития тела человека, но большинство из них сводились к физическим упражнениям в условиях обычного состояния психики. Если же говорить о совершенствовании сознания посредством боевых искусств и об условиях функционирования тела человека, управляемого соответствующим образом, то на настоящий момент каких-либо серьезных научных результатов весьма немного, а их содержание ожидает своего теоретического и практического развития, создания необходимых условий для их научного анализа и объяснения, которое могло бы удовлетворить современного человека. Чтобы имеющиеся данные обрели надежную опору, необходимо их объяснение и комплексное изучение с позиций современной науки, древней китайской философии, китайской медицины, цигун и боевых искусств. Возникает резонный вопрос: если база для научных исследований настолько мала, то о каком "научном совершенствовании сознания" может идти речь? На этот вопрос можно ответить так: без дискуссий невозможно обобщить существующие на сегодняшний момент данные и создать необходимые предпосылки для проведения современных научных исследований. Мы отдаем себе полный отчет в том, что для современной науки и современного человека "совершенствование сознания" в боевых искусствах - это целина, очень плодородная, но с трудом поддающаяся освоению. Тем не менее, в сфере индивидуальной физиологии она уже дает богатые плоды. Совершенствование сознания занимает чрезвычайно важное положение в теории и практике боевых искусств. Оно пронизывает как начальный этап подготовки, так и содержание боевых искусств высшего уровня. Совершенствование сознания - это стержень и квинтэссенция техники и теории боевых искусств. Отказ от него равносилен лишению боевых искусств живой души и самих основ техники и теории. Боевые искусства без совершенствования сознания превратятся во всего лишь "внешние упражнения" низкого уровня с присущими им частными особенностями внешнего характера, ничем не отличающимися от любого другого вида единоборств. Внутренние и энергетические упражнения в боевых искусствах неотделимы от "тренировки сознания". Без прохождения через процесс совершенствования сознания внутренние и внешние упражнения будут не способны обеспечить продвижение на более высокие уровни эффективности занятий и духовных состояний. Совершенствование сознания - не только необходимая составная часть боевых искусств, но и ключевая проблема для исследований в этой области. Она требует большого внимания, глубокого проникновения и тщательного изучения. Она должна стать объектом специальных исследований и изучаться с помощью системного подхода. Выявить сущность боевых искусств можно лишь тогда, когда будет вскрыта их природа. И только тогда можно будет говорить о придании боевым искусствам современного характера и их широкой популяризации в обществе. Только в этом случае станет возможным понимание человечеством истинного значения китайских боевых искусств и будет обеспечено их существование в будущем. Можно даже предсказать, что совершенствование сознания станет наиболее тонким инструментом, который позволит осуществлять научный поиск во многих областях, лежащих на стыках наук. В пользу такого предположения говорят следующие факты. Во-первых, непрерывно совершенствуется научная техника. Во-вторых, экспериментально доказано существование особого сознания у конкретных мастеров боевых искусств и цигун, достигших соответствующего уровня и завершивших совершенствование сознания, которое является данной в ощущениях реальностью, хотя и не всегда имеющей однозначное объяснение. Что еще более ценно, во многих научных трактатах, относящихся к классическим философским текстам, литературе по китайской медицине и цигун, можно обнаружить немало материала, который можно использовать для углубления в предмет изучения. Наша задача в отношении этого специфического научного и культурного наследия состоит в том, чтобы выработать новую методологию, встав на конструктивный путь сочетания древнего и современного, собственного и иностранного, и за счет этого осуществить прорыв в теории и научных исследованиях. В области взаимодействия с современной научной общественностью нашей задачей является, прежде всего, осуществление наглядной систематизации, упорядочение традиционных теорий и практических результатов с привязкой этого к современной науке и адаптация к современной терминологии настолько, насколько это возможно. Необходимо осуществить соответствующую интерпретацию этих теорий, "перевести" их, если можно так выразиться, на современный язык. Существует множество школ боевых искусств высокого уровня, но все они, в конечном итоге, неизменно стремятся к одной цели, хотя и разными путями. Поэтому в этом смысле обо всех боевых искусствах Китая можно говорить как об одной школе. Когда мы заводим речь о боевых искусствах высшего уровня и, в частности, о совершенствовании сознания, оказывается, что употребляемые нами понятия, несмотря на то, что в разных школах они выражаются по-разному, тем не менее несут одну и ту же смысловую нагрузку, имеют одно и то же содержание. Поэтому подробное обсуждение проблем, связанных с совершенствованием сознания, будет весьма полезным и с той точки зрения, что позволит преодолеть различные сектантские предрассудки, сформировавшиеся в процессе исторического развития, и избежать ненужных споров. Сектантство является огромным препятствием для сохранения и объяснения сущности боевых искусств, для их распространения в мире. Всем Серьезным мастерам боевых искусств известно, чтО все китайские боевые искусства представляют собой одну школу. Мы также твердо уверены, что только сегодня, когда древняя и современная наука и философия устанавливают контакты и начинают объединяться, стало возможно сломать искусственно воздвигнутые сектантские барьеры.
Спойлер
[ Нажмите, чтобы развернуть ]
[ Нажмите, чтобы скрыть ]
Спокойствие.
Во всякой рукопашной схватке, независимо от того, насколько силён и многочислен противник, следует сохранять ясную голову и хладнокровие. Гнев, волнение, а тем более страх вызывают такие последствия, как забывание отработанных тактических схем, нарушение ориентации в обстановке, ухудшение техники выполнения базовых элементов. Надо помнить, что каждый человек, даже самый сильный, имеет уязвимые места. Но для того, чтобы поразить его в такое место, требуется в первую очередь спокойная уверенность в себя. Вступая в схватку, надо мгновенно оценить силы противника и окружающую обстановку, выработать на основе этой оценки план действий, немедленно реализовать данный план со всей решительностью и смелостью. План обязательно должен включать следующие моменты: - Цель схватки (задержание противника, его нейтрализация или уничтожение, собственное отступление); - Используемые средства боя (т.е. оружие, подручные предметы, конкретные базовые элементы); - Тактика ведения боя (наступательная, оборонительная, яростная, изматывающая, маневренная). Естественность позиций и передвижений. Строго говоря, для боя подходит любое положение тела. Однако это не исключает такого понятия, как боевая позиция, или стойка. Она должна быть в одно и то же время естественной (т.е. не вызывать излишнего напряжения) и удобной для осуществления любых защитных и атакующих действий. В наибольшей мере указанным требованиям отвечает борцовская стойка. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, колени слегка согнуты, руки согнуты в локтях и находятся в положении готовности к захвату, ладони раскрыты, большие пальце на уровне глаз. Торс обращён грудью к противнику и слегка наклонён вперёд. Подбородок опущен, взгляд с низу. Из такой позиции удобно, не меняя её (на что в ближнем бою часто нет времени) бить как правой так и левой рукой, обеими ногами, а также локтями, коленями и головой. Удобно хватать и бросать, проводить болевые приёмы, блокировать, перемещаться в любом направлении. Иначе говоря, эта стойка является универсальной, потому что она позволяет выполнять любой технический элемент вне зависимости от дистанции боя. Способы передвижения в бою каждый боец отрабатывает в процессе тренировок. К числу основных способов относятся мелкие и широкие шаги, рывки, прыжки, перебежки. Нельзя сказать, что какой-то из них идеален. Любой хорош только в определённой ситуации, в определённый момент боя. Важно избегать двух крайностей: нельзя стоять на одном месте столбом, нельзя подпрыгивать на носках подобно боксёру на ринге. Жесткая схватка с несколькими противниками, к тому же вооружёнными, не имеет ничего общего с рингом. Отвлечение внимания противника. Отвлекая внимание противника, удаётся провести свой приём внезапно и с максимальным результатом. Известны несколько основных способов отвлечения внимания: - Демонстрация мирных намерений. Средствами в этом случае является мимика и голос, спокойная речь, улыбка, выражение благодушного настроения, симпатии к противнику и т.д. - Привлечение внимания к постороннему предмету. Средства здесь - мимика и речь. Например, обращение к человеку, якобы появившемуся позади противника; взгляд, движение головы и возглас, демонстрирующее удивление или радость при виде того, что якобы происходит вне поля зрения противника. Тем самим удаётся выиграть инициативу и провести свой приём. - Привлечение внимания к себе. Средства: голос (например, шепот, вынуждающий противника подойти ближе либо наклонится); изменение позы (например, закрыть лицо руками, схватиться за живот, опустится на колени, отвернутся в сторону); мимика (например, выражение притворного страха). Цель подобных действий в том, чтобы противник утратил бдительность и открылся для атаки. - Крик. Громкий внезапный крик, особенно с угрожающими интонациями, практически всегда влечёт за собой непроизвольную (т.е. инстинктивную, независящую от сознания) реакцию, проявляющуюся в остановке движения, либо в нарушении координации. Крик позволяет перехватить инициативу и контрактовать. - Использование подручных предметов. Имеются в виду средства ослепления противника (песок, грязь, смесь махорки с молотым перцем), а также метание в лицо или в руки (с криком "держи") мелких предметов (например, головного убора, портсигара, стакана и т.д.). В результате опытный боец может выиграть несколько мгновений, достаточных для успешного проведения приёма. Сокращение дистанции. Существуют три основные дистанции боя. Это дальняя, или сфера действий ногами (2-3 шага); средняя, или сфера действий открытой рукой и кулаком (1-2 шага); ближняя, или бой вплотную (в обхват и без обхвата). Вырубить на дальней дистанции человека многократно битого, к тому же находящегося в состоянии психического возбуждения либо нетрезвого почти невозможно. Выход один - сократить дистанцию, чтобы поймать на захват, а затем бросить на землю или взять на болевое удержание. Наиболее мощные удары (основанием кулака, локтем, коленом, головой) тоже требуют ближней дистанции. Базовая матрица. Наиболее часто используемая комбинация элементов базовой техники включает в себя удар ногой (в сочетании с уклоном или сбивающим блоком), захват рукой (руками) и затем либо бросок, либо болевой приём. Главным оружием является бросок любым средством, не обязательно через себя, можно толкать от себя с постановкой задней подножки, сбивать на землю подсечкой и т.д. Хороший бросок на жёсткую поверхность по своей травматичности превосходит многие удары ногами и руками. Ведь человек, не умеющий падать (таких подавляющее большинство) в результате падения получает сотрясение всего тела, а не в одной точке как при ударе. Кроме того, резкий переход из вертикального положения в горизонтальное делает положение противника весьма уязвимым. Первые одну, две секунды после падения невозможно увернуться от добивающих ударов ногами. Тем боле невозможно после хорошего броска непринуждённо вскочить на ноги и броситься в контратаку. Открытая рука. Проведение захватов с переходом на бросок или на болевой приём требует использования открытой руки. В то же время открытая рука позволяет наносить разрушительные удары в уязвимые места человеческого тела (в глаза, горло, ключицу, солнечное сплетение, половые органы, суставы рук и т.д.). Имеются в виду удары основанием ладони, ребром ладони и пальцами. Чтобы избежать вывиха и перелома пальцев, рекомендуется плотно прижимать их друг к другу (бить пучком пальцев) либо пускать в ход большие пальцы рук. Что касается кулака, то наилучшим считается рубящий удар его основанием ("кулак - молоток"). Правильная защита. Всякий бой сочетает в себе атакующие и оборонительные действия. В рукопашной схватке первый же пропущенный удар может оказаться роковым, особенно если он нанесён вооружённой рукой. Это не боксёрский ринг, где можно пропустить сильный удар, потом восстановиться и выиграть матч. Главные требования к правильной защите следующие: - Своевременность, то есть ни слишком рано, ни слишком поздно. Так, блокировка и уклонение наиболее эффективны в те моменты атак противника, когда он из-за инерции уже не может ни изменить траекторию, ни остановится, ни вернуться в исходное положение. - В результате защитных действий боец должен занять позицию, удобную для проведения им контратаки. - Средствами правильной защиты являются в первую очередь повороты корпуса, уклоны, нырки, приседания, отклонение траектории атакующих конечностей, и только в исключительных случаях можно защищаться жёсткой подставкой под удар своей руки, ноги, корпуса. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами. © Сара Коннор
|
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе. |