Топор.
Топор, ассоциировавшийся у древних с могуществом богов огня, грозы и бури, является символом силы и верховной власти.
В мифологии топор рассматривался в качестве атрибута индуистского бога огня Агни и рогатого ассирийского бога грозы Раммана. Тишуб, верховное хеттское божество, вооружен двойным топором. Главным оружием славянского громовержца Перуна первоначально также был ка менный топор, замененный позднее на золотую секиру.
Не только боги, но и люди использовали топор как символ власти и могущества, что нашло отражение в многочисленных мифах и легендах. В сказаниях о словацком герое Юрае Яношике (?— 1713), атамане благородных разбойников и отважном мстителе за угнетенных крестьян, упоминается валашка — небольшой топорик, знак его атаманской власти. Эта валашка, подаренная Яношику сказочной Белой Девой, придавала ему силу сотни человек. Для того чтобы одолеть удалого разбойника, врагам пришлось хитростью выманить у Яношика чудесную валашку и запереть ее за семью дверями. Но когда героя повели на казнь, волшебный топорик сам собою начал сокрушать одну дверь за другой.
В религии сокрушительная мощь топора приобретает как разрушительную, так и созидательную функции. Так, если в буддизме с помощью символического топора можно покончить с бесконечной цепью перерождений (сансарой) и прервать непрерывный цикл бытия, то в китайской традиции во время свадебного обряда топор выступает символом нерушимости нового союза двух семейств.
Символом неразрывного единства противоположностей представляется лабрис — двусторонняя секира с широкими, напоминающими полумесяцы, лезвиями. Наиболее ранние изображения лабриса относятся ко времени расцвета минойской цивилизации на Крите (II тыс. до н.э.). Двойные секиры, изображенные на стенах частично сохранившегося Кносского дворца, служили, по-видимому, магическими знаками, призывавшими божественное покровительство его обитателям.
В христианской иконографии топор, как орудие мученичества, является атрибутом некоторых казненных святых: евангелиста Матфея и Петра Мученика, причем последний изображается с топором, торчащим в его черепе. Однако в иконографии топор не всегда выступает в негативном смысле. Так, топор Иосифа (мужа Девы Марии) указывает лишь на его профессию плотника, а топор в руках св. Бенедикта, основателя старейшего католического монашеского ордена бенедиктинцев, намекает на чудо, якобы свершенное однажды этим святым. Церковное предание повествует о некоем бедном лесорубе, лишившемся своего единственного орудия труда: его топор, слетев с топорища, утонул в глубоком озере. Видя отчаяние бедняка, св. Бенедикт, оказавшийся поблизости, взял у него из рук топорище и опустил его в воды озера. Через мгновение топор на глазах изумленного лесоруба сам собою насел на топорище.
В красном (шотландском) масонстве немаловажным символическим значением наделена боевая секира, призванная безжалостно отсекать ненадежных членов тайного общества и уничтожать его врагов.
В эмблематике символика топора проявляется по-разному. Для христианства, рассматривавшего топор преимущественно как орудие мученичества, характерна евангелическая эмблема скрещенных топора и факела, символизировавшая смерть на плахе или на костре.
В средневековой Испании существовал орден Дам Топора, учрежденный для женщин в 1149 году графом Раймоном Барселонским. Этот необычный орден был основан в честь храбрых женщин Тортосы, проявивших исключительное мужество во время осады города маврами. Орденское одеяние составляли длинное платье и капор с вышитым на нем алым топором. Таким образом, в данном случае топор олицетворял доблесть и мужество.
В наше время изображение топора в сочетании с каской, киркой или брандспойтом входит в эмблему пожарной охраны многих государств, а также присутствует в знаках отличия за ликвидацию пожаров. Следовательно, как и в глубокой древности, топор по-прежнему связывается с огнем.
В геральдике топор или секира символизируют силу оружия. В родовых гербах рыцарей Западной и Центральной Европы это грозное оружие вложено в лапы геральдических зверей — львов или леопардов, а в гербах российских дворян топор использовался в основном как «говорящая» эмблема (например, в гербе Топорниных, где изображены три топора в голубом поле).
В гербах русских городов часто встречается эмблема медведя с секирой на плече. Ее происхождение тесно связано с легендой о Ярославле (см. раздел «Медведь»), герб которого она украшает. Позднее эта эмблема распространилась и на гербы прочих русских городов: Малоярославца, Пошехонья, Петровска, Данилова, Мышкина и т.д.
В гербах других русских городов (Галич, Тобольск) секира соседствует со знаменами, что символизирует их боевую славу. Секира, помещенная за стенами крепости в гербе Сергиева-Посада, красноречиво свидетельствует о постоянной готовности горожан отразить любого врага и защитить родной город.
В государственных гербах древняя эмблема геральдического льва с топором в лапах сохранилась до наших дней только у Норвегии. Эмблему топора используют также два современных африканских государства: Кения и Танзания. В гербе Кении топор, вложенный в лапы петуха, означает бдительность и готовность к обороне, а в гербе Танзании топор является не оружием, а орудием труда: скрещенный с мотыгой, он выступает символом мирного созидательного труда.
В военном деле боевой топор нашел широкое, хотя и не повсеместное применение. У многих народов древности, начиная с египтян, боевой топор был непременным атрибутом воина. Размеры топора сильно варьировались в зависимости от географии: североамериканские индейцы с изумительной ловкостью и точностью, достигнутыми путем бесчисленных тренировок, метали во врага небольшие томагавки, а римские легионеры времен Империи разили противника боевыми топорами, больше напоминающими средневековые секиры, хотя изобретателями широколезвийных секир историки признают скандинавских викингов.
Применявшиеся на Руси боевые топоры имели свои отличительные особенности — для них была характерна прямая верхняя грань и лезвие, оттянутое вниз, благодаря чему достигался не только рубящий, но и режущий эффект удара. Боевыми топорами были вооружены преимущественно пешие ратники, поскольку для всадника такое оружие не самое удобное.
Массовое применение боевых топоров характерно лишь для древности и раннего Средневековья, но позже они стали постепенно выходить из употребления, уступая место секирам. В XVI—XVII веках на вооружении русской армии состоял бердыш — секира на длинной рукоятке с широким лезвием в виде полумесяца. Бердыш использовался стрельцами как для рубки в ближнем бою, так и в качестве подставки для стрельбы из тяжелой пищали. Западноевропейским аналогом русского бердыша являлась алебарда, имевшая иногда острие на конце древка.
Топор – символ власти, грома, плодородия, дождя, приносимого небесными богами, и штормовых ветров, исправления ошибок, принесения жертвы, поддержки, помощи. Это также распространенный символ полновластия, связанный с древними богами Солнца.
Двойной топор (двусторонняя секира) обозначает священный союз бога Неба и богини Земли, грома и молнии. Иногда лезвия двусторонней секиры, напоминающие полумесяцы, символизируют Луну или единство противоположностей. Это также символ верховной власти и силы.